Профориентация школьников

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ (для родителей и педагогов)

На консультациях родители часто задают вопрос: «В каком возрасте ребенок должен определиться с выбором будущей профессии?» Сейчас много говорят о ранней профориентации. В принципе, это правильно, т. к. профориентация в виде первичного знакомства с профессиями начинается еще в детском саду. Проблема кроется в том, что многие школьники даже в 7-8 классах знают о профессиях ненамного больше детсадовцев. Круг известных им профессий очень ограничен, а представления о них  поверхностные. К тому же в младших классах дети еще незнакомы со многими дисциплинами, которые играют ведущую роль в той или иной профессии. Например, девочка любит играть в доктора, лечить кукол. При этом девочка представляет себе медицину исключительно на основании своего опыта посещения детской поликлиники. Она не понимает, насколько тяжел труд врача, не ведает, какие предметы ей придется изучать в медицинском институте. Она еще не начала изучать химию, не знакома ни с анатомией, ни с общей биологией, а родители уже стремятся определить дочку в гимназию медицинского профиля. Не факт, что ей там понравится, и после школы она захочет поступать в медицинский университет.

Вкратце можно сказать, что ранняя профориентация — это благо, если она сводится к подготовке к профессиональному самоопределению и не создает у ребенка и родителей иллюзию осознанного осуществления  профессионального выбора. Хотя осознанный выбор профессии возможен уже в 9-ом классе, обычно это происходит позже.

 Основные аспекты профориентации школьников:

1. Информационный аспект. Ознакомление подростка с миром профессий (характер деятельности, условия труда, преимущества и возможные проблемы) и системой учебных заведений. Такую информацию, в частности, можно почерпнуть из книг и интернета. Ссылки на соответствующие интернет-ресурсы приведены в разделе ПОЛЕЗНОЕ.

2. Психологический аспект включает в себя диагностику способностей, склонностей и прочих свойств личности оптанта. Такая психодиагностика побуждает к дальнейшему самопознанию, к поиску своего места в мире.
  

3. Аналитический аспект. Владея информацией о профессиях и осознавая свои желания и возможности, подросток осуществляет разработку профессионального плана. Это еще не планирование карьеры на ближайшие 10 лет жизни, а выбор направления и вариантов обучения. О планировании карьеры можно будет говорить поближе к окончанию колледжа или бакалавриата. Профессиональный план должен включать основной и запасные варианты на случай недобора баллов, необходимых для поступления в престижное учебное заведение. Также необходимо разработать план подготовки  к сдаче ЕГЭ по избранному направлению дальнейшего обучения (подготовительные курсы, занятия с репетиторами, участие в олимпиадах по профильным предметам).

Для того чтобы  определиться со своими профессиональными предпочтениями и личностными особенностями подростку будет полезно пройти тестирование по нескольким методикам.  Вы можете бесплатно скачать демоверсию пакета компьютерных программ для профессионального психологического тестирования (она будет работать без ограничений до 01 сентября 2021 года) и самостоятельно пройти тестирование по базовой программе, которая широко применяется в Центрах профориентации и в других профильных организациях. При желании старшеклассник сможет прямо на сайте оценить свои карьерные ориентации, предпринимательские способности и предрасположенность к различным видам инженерной деятельности.