Выбираем без ошибок

       НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  1. Выбирать профессию, не владея информацией о мире профессий. Вот конкретный пример из практики психолога-профконсультанта. На консультацию пришел студент 1 курса колледжа, специальность “Технология машиностроения” Поступил на это отделение, т. к. всегда интересовался автомобилями и был уверен, что машиностроение — это автомобилестроение. Проучившись несколько месяцев, разочаровался в своем выборе. К сожалению, это не единичный случай.

  2. Выбирать профессию и учебное заведение «за компанию». Хорошо, когда друзья рядом, с ними мы всегда чувствуем себя увереннее. Но дело в том, что все люди разные. Предположим, что Саша — любитель острых ощущений и хочет получить профессию спасателя в колледже МЧС. А Коля, напротив, человек спокойный и не любит риска. Понятно, что Коле будет очень неуютно в колледже МЧС и потом он вряд ли захочет работать по этой специальности.

  3. Считать, что профессия выбирается раз и навсегда. Мы живем в быстро меняющемся мире. Одни профессии уходят в прошлое, появляются другие. Любой специалист должен быть готовым учиться и после вуза, осваивать новые сферы деятельности, которые не обязательно будут близки к специальности, полученной в учебном заведении. Еще в 2014 г. в Сколково был издан «Атлас новых профессий», его 1-ю редакцию можно бесплатно скачать здесь.  Недавно вышла из печати 3-я редакция, с ней можно ознакомиться на сайте издательства —. Конечно, информацию, приведенную в этих изданиях, не стоит слепо принимать на веру, но эти публикации помогут ориентироваться в современных тенденциях развития экономики.

  4. Ориентироваться на моду и представления окружающих о престижности той или иной профессии.  Как правило, престижными считаются профессии, представители которых ведут образ жизни, который кажется притягательным для подростков и молодежи. Высокий уровень доходов, путешествия, публичность… При этом молодые люди не знают ни о содержании этих профессий, ни о том, какими способностями нужно обладать, чтобы построить успешную карьеру в этих сферах. Они не задумываются о том, что общество не нуждается в большом количестве банкиров, топ-менеджеров и т. п.  Не каждому выпускнику удается найти работу, даже имея диплом по «престижной» специальности. Вот и идут дипломированные юристы и экономисты работать продавцами-консультантами (в практике нередко приходилось сталкиваться с такими случаями).

  5. Одностороннее восприятие профессий, непонимание того, что за кажущейся легкостью достижения успеха в той или иной сфере стоит тяжелый труд. Допустим, девушка мечтает работать на телевидении, быть ведущей ток-шоу. Она не понимает, что для достижения этой цели ей придется много трудиться – собирать и анализировать информацию, взаимодействовать с разными людьми, решать организационные вопросы. Причем она будет делать это для других ведущих, а свое ток-шоу у нее может появиться только через годы или не появиться никогда.

  6. Непонимание взаимосвязей профессий и учебных предметов. Например, многие любители компьютерных игр рвутся в программисты, хотя их успехи в математике весьма посредственны, если не хуже.

  7. Перенос отношения к значимому для подростка человеку на его профессию. То же самое и с отношением к школьным предметам. Бывало, что на консультации у учащегося выявлялся серьезный интерес к какому-то предмету (скажем, к истории). Через год или два на повторной консультации обнаруживалось, что история уже совсем не нравится. Чаще всего причиной была смена учителя, а не углубленное знакомство с предметом и осознание своих интересов.

  8. Непонимание своих индивидуальных личностных особенностей, неумение или нежелание соотносить их с требованиями, предъявляемыми профессией к специалисту. Не каждый человек осознает и может сформулировать, чего он хочет от профессии и от жизни вообще, не все при выборе профессии учитывают свои способности, темперамент, особенности характера и состояние здоровья.

  9. Нежелание принять на себя ответственность за свой выбор. В этом случае родителям говорят: «Куда скажете, туда и пойду». Если что-то не сложится, то виноваты будут именно родители, которые «испортили жизнь» своему чаду.

  10. Нежелание думать, анализировать информацию, полученную на консультации астролога, психолога или в виде распечатки результатов компьютерного тестирования. Помню, на консультацию привели подростка. Высокий интеллект, яркие гуманитарные способности, победитель литературных конкурсов. Оказалось, что несколько лет назад он уже был на профориентационной консультации. Мальчика протестировали и выдали вердикт: строитель. По словам мамы, ребенок очень расстроился, т. к. он уже тогда очень любил литературу и самостоятельно писал рассказы.

  11. Отсутствие четкого плана действий, незнание алгоритма выбора профессии. Хочется надеяться, что этот сайт поможет тем, кто задумался о выборе своего жизненного пути. Информацию о том, как разработать профессиональный план и приступить к его исполнению можно получить в разделе «ПУТЕВОДИТЕЛЬ».