Профориентация школьников

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ (для родителей и педагогов)

На консультациях родители часто задают вопрос: «В каком возрасте ребенок должен определиться с выбором будущей профессии?» Сейчас много говорят о ранней профориентации. В принципе, это правильно, т. к. профориентация в виде первичного знакомства с профессиями начинается еще в детском саду. Проблема кроется в том, что многие школьники даже в 7-8 классах знают о профессиях ненамного больше детсадовцев. Круг известных им профессий очень ограничен, а представления о них  поверхностные. К тому же в младших классах дети еще не знакомы со многими дисциплинами, которые играют ведущую роль в той или иной профессии. Например, девочка любит играть в доктора, лечить кукол. При этом девочка представляет себе медицину исключительно на основании своего опыта посещения детской поликлиники. Она не понимает, насколько тяжел труд врача, не ведает, какие предметы ей придется изучать в медицинском институте. Она еще не начала изучать химию, не знакома ни с анатомией, ни с общей биологией, а родители уже стремятся определить дочку в гимназию медицинского профиля. Не факт, что ей там понравится, и после школы она захочет поступать в медицинский университет.

Вкратце можно сказать, что ранняя профориентация — это благо, если она сводится к подготовке к профессиональному самоопределению и не создает у ребенка и родителей иллюзию осознанного осуществления  профессионального выбора. Хотя осознанный выбор профессии возможен уже в 9-ом классе, обычно это происходит позже.

 Основные аспекты профориентации школьников:

1. Информационный аспект. Ознакомление подростка с миром профессий (характер деятельности, условия труда, преимущества и возможные проблемы) и системой учебных заведений. Такую информацию, в частности, можно почерпнуть из книг и интернета. Ссылки на соответствующие интернет-ресурсы приведены в разделе ПОЛЕЗНОЕ.

2. Психологический аспект включает в себя диагностику способностей, склонностей и прочих свойств личности оптанта. Такая психодиагностика побуждает к дальнейшему самопознанию, к поиску своего места в мире.
  

3. Аналитический аспект. Владея информацией о профессиях и осознавая свои желания и возможности, подросток определяется с будущей профессией и разрабатывает профессиональный план, который должен включать в себя способы подготовки   к сдаче ЕГЭ по избранному направлению дальнейшего обучения (подготовительные курсы, занятия с репетиторами, участие в олимпиадах по профильным предметам), варианты учебных заведений (на случай недобора баллов, необходимых для поступления в престижное учебное заведение) или возможного трудоустройства.

Для того чтобы  определиться со своими профессиональными предпочтениями и личностными особенностями, подростку будет полезно   протестироваться на сайте и выявить свои карьерные ориентации, предпринимательские способности, предрасположенность к различным видам инженерной деятельности и многое другое.